Немного поправил и укоротил статейку по этому вопросу, которая есть уже есть в темах, но все-же:
Почему машина едет
Парадоксально, но факт: машину "толкает" дорога. Покажем, почему это так.
Двигатель создает крутящий момент Mдв. После преобразования трансмиссией этот момент передается на каждое ведущее колесо машины в виде Mк и заставляет колесо вращаться, т. е. создает сдвигающую силу Fкт=Mк/R в точке контакта колеса с дорогой, причем эта сила через колесо приложена к дороге. Поверхность дороги препятствует вращению колеса силой трения Fрт той же величины, но приложенной к колесу и направленной противоположно. Эта сила реакции трения Fрт, умноженная на число ведущих колес, и движет машину.
Максимальный крутящий момент двигателя Mдв=200 Н.м (грубо), с учетом передаточного отношения в КПП на 1 передаче суммарный крутящий момент на колесах будет равен:
4Mк=Mдв.iт=200.12,7= 2540 Н.м.
При колесах штатного размера тяговое усилие всех четырех колес составит:
4Fрт=Mдв.iт/R=2540/0,308=8245 Н или 825 кГ.
Колесо стало больше
Скажем 225/45R17, радиус увеличился до 0,317м:
4Fрт=Mдв.iт/R=2540/0,317=8012 Н или 801 кГ.
Итого только за счет увеличения размера колеса максимальная сила, которая может быть приложена к дороге уменьшилась на 3%, а сюда надо добавить еще столько же на то, чтобы раскрутить 4 солидно потяжелевших «маховика», возросшую силу трения и еще кучу всякой дребедени, которой можно пренебречь, но в целом на первой передаче мы ощутимо (в пределах 10%) потеряем в динамике.
А если уменьшить колесо
Скажем 225/45R16, то:
4Fрт=Mдв.iт/R=2540/0,3=8466 Н или 847 кГ., т.е. получаем дополнительно ~ 3% относительно штатного колеса + прочие выгоды ...