Антон Носик 17:19 14.03.2011 http://www.snob.ru/go-to-comment/317008
Больше 20 лет я профессионально работаю с новостными лентами ведущих мировых агентств — Reuters, Associated Press, France Presse, UPI и т. д. За это время довелось прочитать десятки тысяч сообщений о техногенных катастрофах, стихийных бедствиях, терактах и вооруженных конфликтах в самых разных концах света. И третий десяток лет я наблюдаю некую «вселенскую несправедливость» в распределении медийного внимания к этим трагедиям. Сегодня для землетрясения, унесшего десятки тысяч жизни, газета с трудом выделила 10 строк в подвале полосы «Происшествия», а завтра та же самая газета вдруг охотно отдает первую полосу под фоторепортаж о ДТП с десятком жертв. Меня заинтересовало, по какому критерию тут происходит отбор. Я начал следить, анализировать и сопоставлять. В результате пришел к пониманию того, как нормальные СМИ в условиях рыночной конкуренции работают с подобными инфоповодами.
На первую полосу всегда выносится та трагедия, которая помогает продавать газету (в переводе на терминологию интернет-медиа — в партнерский блок анонсов отбираются те заголовки, которые наиболее кликабельны). Критерием отбора «правильных» катастроф для бумажных СМИ является фотогеничность, для электронных — телегеничность. Других критериев нет, никогда не было и не будет. Национальные и международные СМИ торгуют зрелищем, это их главный товар. Поэтому 140 тысяч погибших в Бирме, Бангладеше и на Шри-Ланке могут претендовать лишь на 10 строк в подвале полосы «Происшествия», а 500 погибших в Японии целиком займут обложку.
Довольно грустно сознавать, что заметная часть населения полностью зомбирована телевизионной картинкой. И направляет всю энергию своего сострадания и сопереживания в ту сторону, куда укажет зомбоящик. Нынешний флэшмоб солидарности с Японией — пример этой печальной тенденции. Есть десятки стран, много бедней Японии, где за последнее пятилетие случались катастрофы гораздо масштабней нынешней японской.
И там действительно рады были бы любым знакам внимания от мирового сообщества и любому рублю помощи бы порадовались. Но зомбоящик забыл про это рассказать, потому что там не было корпункта и не случилось красивой картинки бедствий. Поэтому зомбированные телевидением хомячки никогда об этих трагедиях не узнают. А Японию им показали 20 раз в прайм-тайм, и они теперь готовы отдать японцам последнюю рубаху. Забыл зомбоящик рассказать, что никому в Японии та рубаха даром не нужна. У них доходы букмекерских контор с одного договорного матча сумо превышают все убытки от цунами. А от России им нужны только острова. Потому что все вопросы с рыболовецкими квотами они решили за взятки еще в прошлом тысячелетии.