План «покорить Кавказ» у меня зародился давно, года два назад, когда я объехал его половину с МТБ-туром, спускаясь с разных гор на велосипеде. Я точно для себя решил, что вернусь сюда, чтобы позакладывать на серпантинах и поснимать эти нереальные виды Для жителя столицы все вокруг - словно пейзаж другой планеты.
Из планирования я сделал лишь маршрут, решив, что отели и места отдыха я буду бронировать во время путешествия, тем самым не находясь в жестких рамках обязательств перед забронированными отелей. Рискованно (на самом деле - нет), но очень удобно.
Маршрут был таков: Москва-Ростов-Грозный-Азау-Пятигорск-Теберда-Домбай-Туапсе-Сочи-Адлер-Сухум-Москва.
Старт я дал в 19-00, в четверг после работы. Про М4 писать ничего не буду - большинство ее знают на зубок, прекрасная, за парой исключений, дорога.
Уже в 3 ночи я был в Каменск-Шахтинском и решил тут заночевать, к тому же это родина моей старой знакомой, было интересно посмотреть этот город - решил проехать по нему с утра. Если вдруг решите здесь заночевать - отель Грант, 4 звезды, 2000\ночь. Очень бюджетно, плотный завтрак, чисто, хорошие номера.
По утру, проехался по городу в поисках мойки (отмыть жучков - обязательно, иначе потом придется мучаться). Честно говоря, дыра-дырой. Мойку нашел, встал первым вроде как. Подошел хозяин, сказал, что извини, тут запись на день вперед, мест нет. Внезапно!
Ну, ладно, поехал до Ростова. Дорога стала своеобразной, если ночью я держал крейсерскую 170-180, то здесь скорость упала до 110, местные ростовчане водят довольно странно и обижаются, если вдруг их обгоняет какой-то там Мини. Ну да ладно.
В Ростове нашел мойку, помылся за 150 рублей (!), посмотрел центр и поехал по направлению к Грозному.
После Ростова, километров 25-30 дороги вытрясли половину души из меня, этот отрезок, пожалуй, оказался самым плохим (за исключением одного места, о котором позже) за весь трип.
В основном дороги и виды были потрясающими, лил очень сильный мелко-дисперсный дождь, что заставило меня немного грустить. Но повезло - это был единственный дождливый день за весь трип.
Город сменяется городом…
Проехал город скорби и ужаса.
И вот я въехал в Чечню через Ингушетию. На границах субъектов федерации - паспортный контроль. Останавливаешься, идешь в будку, даешь паспорт и права, тебя пробивают, шутят, спрашивают про машину и прочие радости. Короче, практически как в аэропорту, но все бородатые и с пушками. Дороги - атас, фото ниже. Водят - хорошо. Из машин либо Кайен\Рендж, либо приора.
И вот я в Грозном!
Сразу скажу - ни капельки агрессии в мою сторону не было. Все вежливые и приветливые.
Заселился я в Грозный сити, пойдя на сделку с жабой. Ну, когда еще в Грозном побываешь, ай да, гуляй! Дорого, пафосно, прекрасный вид, обалденный завтрак и, кажется, я был единственным постояльцем отеля в тот день.
Такой вид открывался из номера, мечеть Сердце Чечни.
С утра я поехал изучать Грозный. Город небольшой, наверное, как Москва внутри Бульварного в Москве, а дальше - частная застройка.
Походил по дворам.
Проспект В. В. Путина
Самый центр
Некие Ультрас. Наверное фанаты ФК Терек.
Сердце Чечни
Дом приемов Чечни. Это как у нас на Воздвиженке дом Павла Морозова.
Резиденция Кадырова
По итогу Чечня и Грозный оказались абсолютно спокойными и миролюбивыми. Много людей подходили с вопросом «Ух ты, что за машина? А сколько на спидометре?». Я даже прогулялся по местному центральному рынку и никто меня не похитил и не пристрелил.
Пора двигаться дальше и я поехал к Эльбрсу.
Вот и обещанная дорога. Полный аналог М11, но бесплатная. Крейсерская - 200. Приоры остаются далеко позади))
Виды там - прекрасные!
Внезапно увидел местного жителя - орла (?). Он мне решил попозировать, красавец!
Катимся дальше, ближе к Эльбрусу.
После развилки на Тырныауз начинается ущелье с невероятными видами. Ущелье тупиковое - ведет до Поляна Азау, дальше некуда - Эльбрус.
А это и есть Тырныауз. Это город-призрак. Раньше там было много шахт, где работал весь город, но с закрытием проекта СССР закрылись и шахты. Народ массово стал уезжать из города, оставляя квартиры.
Несколько лет назад рядом с Тырныаузом моджахеды уничтожили маршрутку с туристами из Москвы. Минус 11 человек :(. После этого их нашли и засыпали Градами в одной из шахт.
Вообщем, город так себе. Однако хочу отметить, что в этот раз он показался мне намного более живым, чем пару лет назад. Может быть, народ возвращается, может быть, произошли перемены к лучшему. Надеюсь. Это прекрасный хаб между горами и равниной, где надо развивать инфраструктуру.
Доехал до Азау и полез наверх. В прошлый раз подъем был сложен, на старых подъемниках с велосипедами по 15 кг, в этот раз - на новом (1300р (!) туда-сюда). Забавно - середина июля, а бордо-сезон не закрыт, народ катается между 3 и 2 очередями. Пожалел, что не взял доску.
Виды там нереальные.
После этого был небольшой перегон до Пятигорска, где я взял гостиницу, как и в прошлый раз - Спорт. Гостиница на центральном стадионе города. 1500р за ночь, центр. Самая простенькая гостиница за трип, но цена и местоположение - отлично.
С утра повезло наблюдать «сиськи» Эльбруса из центра Пятигорска. Это довольно редкое явление, обычно облачность и прочие погодные явления мешают.
Далее мне предстоял трип из Пятигорска до Домбая через Теберду.
Естественно, я выбрал не федеральную трассу через Черкесск, а красивую, богом забытую дорогу через перевал Гум-Баши к Карачаевск и ни разу не пожалел.
Дорога не идеальная местами, надо активно работать рулем, но это того стоит. Трафик 1 машина в 15 минут, потрясающие виды и полное погружение в Кавказ.
Я не мог не поснимать моего Бро на фоне гор.
Вот и доехал до Карачаевска. Богом забытый город с прекрасным рынком с вкусными фруктами и аджикой.
По пути на Домбай свернул с главной и забрался на гору.
Дорога на Домбай - идеальная. Ровная - как корпус ракеты.
А впереди - снег и высота.
По пути обратно можно свернуть с дороги и поехать под шлагбаум за 150р до горного озера на границе с Абхазией. Жаль, не пускают дальше - не оборудован КПП между странами. Дорога то идеальная!
Далее надо сказать про перегон.
Я поехал в Туапсе через Майкоп. Так вот обратите внимание, что верхушка перевала (около 10 км) Майкоп-Туапсе - без асфальта, грейдер, щебень, пылища. Покрытие, как перед Степаново. Моя средняя скорость - 10—15км\ч, потерял порядка часа. А еще встретил волков, а ведь хотел выйти, справить нужду. Перехотел. А дальше дорога - идеал.
В Туапсе был к 10 вечера, уже темно. Успел погулять и покушать. Остановился в Гестхаусе «Калинина 13». На букинге - 8.7. 2000 за ночь - все хорошо, советую.
Сам Туапсе - провинциальнейший город с пляжем. Nuff said.
Далее было 80 км серпантина (!) до Сочи. Боже, это оргазм. Прекрасный асфальт, серпантин, справа - море, слева - гора, жаришь, насколько не страшно, резина свистит, обгоняешь через сплошную (сорян!), это нереальный кайф, длинною в 80+ км. Каждый должен это сделать!
И вот я в Сочи.
Город - прекрасный. Цены и ритм жизни - московские. Вкусно - как в Европе.
Я турист нестандартный и сразу же начал искать интересные места. Наткнулся на заброшенную виллу генерала Квитко. Говорят, там водятся приведения, но я не заметил.
Жил в отеле «Чемодан». 2000 за ночь - все есть, все удобно, чисто. Курортный проспект 75.
А это уже Адлер с башни на горе Ахун
Совершенно случайно попал на красную дорожку Кинотавра.
Закат в Сочи - потрясающий и многоцветный.
А ночь - живая и яркая.
А дальше были Красная Поляна и попытка попасть в Абхазию, однако, очередь на границе сломала мне планы и я поехал домой в Москву. Выехал в 16-00, приехал в 11-00 утра. 1600 км, не вылезая из-за руля - это мой рекорд.
Мини - прекрасная машина для дальняка, я не устал ни разу, был бодр и свеж.
Следующий мой план - доехать до Баку и вернуться через Армению и Грузию. Айда вместе!