Думал было написать «С днём Победы» или «Поздравляю», но понял, что всё не то. Не знаю, как написать об этом празднике без лишнего пафоса, ура-патриотизма, слёз и соплей. Не знаю, но попробую.
Мне хотелось бы немного рассказать о своих бабушках и дедушках. И о войне, вернее о том, что я от них слышал про войну.
Мои бабушка и дедушка по отцовской линии познакомились и поженились ещё до войны. В 1937м родился отец. А летом 1941го дед ушёл на фронт. Бабушка осталась одна, с маленьким ребёнком на руках. Их не эвакуировали и большую часть войны они провели в зоне оккупации. Недобрым словом вспоминала она некоторых руководителей удиравших со всем домашним скарбом, когда не хватало вагонов для детей. Красная Армия отступала оборванная и голодная. Немцы, напротив, были экипированы очень хорошо.
Голод, ели мамалыгу и мороженную картошку. Ходили в села и меняли у крестьян бабушкины платья на еду. Потом отступали уже немцы. Разные немцы, кто-то делился с детьми продуктами, а кто-то оставлял гранаты в виде игрушек и шкатулок. Во время бомбёжек прятались под столом, лежали и по свисту пытались угадать куда попадёт бомба. Одна немецкая бомба попала в дом, но к счастью в другую комнату. Осколки разбили шкаф и изорвали все вещи внутри, никого не задело.
Бабушке было уже за девяносто, но она хорошо помнила лицо пилота немецкого самолёта, стрелявшего в неё. Не представляю, как такое возможно, но на меня никогда не шёл в атаку настоящий боевой самолет. Незнакомый мужчина успел втолкнуть её под навес и снаряды прошли мимо.
Дед с войны не вернулся, погиб в 1944м в Молдавии во время Ясско-Кишенёвской операции.
Бабушка по маминой линии ушла на фронт добровольцем в 1941м, ей был тогда двадцать один год. Служила на зенитной батарее на Лавенсаари. После ранения попала в госпиталь в Кронштадт и там познакомилась со своим будущим мужем, моим дедом. Дед служил на флоте и практически всю войну провел на Балтике. Моя мама родилась в январе 1945го.
Они обычные люди, не маршалы и не герои Советского Союза. Уверен, ваши бабушки и дедушки такие же. Но их рассказам я доверяю гораздо больше, чем фильмам из своего пионерского детства и чем школьным учебникам про ОУН УПА времени нынешнего.
Что мне больше всего запомнилось в их рассказах, так это уверенность в Победе. Уверенность не покидавшая с первого и до последнего дня войны. Они боялись, не знали доживут ли, но в Победе не сомневался никто.
Пару лет назад Федя TheBug приезжал в Киев на девятое мая и у меня с ним было интересный лингвистический диспут о этимологии русского слова победа (предположительно после беды) и украинского перемога (через не могу; больше, чем могу). Как по мне, и тот и другой вариант очень точно отражают суть праздника 9го мая.
Вторую мировую я видел только в кадрах кинохроники. Я не ходил в разведку, не оставался один на один с вражеским танком, раненых с поля боя не вытаскивал. Но я считаю эту Победу своей. Нашей. Мы её унаследовали и мне очень не нравится, когда на это наследство посягают.
Конечно я просплю завтрашний парад, конечно пойду к Вечному Огню, вспомню всех своих близких, кому Победой обязан и ныне здравствующих и покойных, на салют смотреть буду, буду кричать ура. И дома тост, разумеется, подниму «За Победу». За нашу Победу!